Главный редактор Андрей Шолохов с известным художником Дмитрием Жилинским На 10-летнем юбилее редакции выступает Игорь Фёдоров А. Шолохов и В. Гаврилов А. Шолохов с главным редактором журнала Высшее образование в России Яковлевым 1996 год А. Шолохов с ректорами вузов на вручении премии Правительства РФ в области образования в 2008 году в Белом доме А. Шолохов с ректором фин университета М. Искиндаровым А. Шолохов в Китае на Универсиаде Александр Цыганенко на 10-летии редакции Андрей Шолохов презентует свою книгу о генерале Михаиле Скобелеве Андрей Шолохов с академиком РАМН Генадием Котельниковым на отдыхе за рубежом В Сочи в санатории им. Фабрициуса Вручение премии Правительства РФ в области образования А. Шолохову 2008 год Главный редактор Андрей Шолохов с маршалом Д. Язовым и ректором И. Ильинским И. Фёдоров с А. Шолоховым Л. Шолохова, А. Шолохов, Е. Миннибаев в Сочи Президент ФИСУ Джордж Киллиан и главный редактор Андрей Шолохов на Универсиаде в Сербии 2009 Справа А. Шолохов на ступенях рейхстага. ФРГ 1993 год Президент FISU Олег Матыцин вручает Андрею Шолохову памятную медаль об универсиаде в Казани

История газеты

В интересах высшей школы

В 2014 году газете «Вузовский вестник» исполняется 20 лет. В связи с этим публикуем интервью с ее главным редактором – Андреем Борисовичем Шолоховым, кандидатом исторических наук, заслуженным работником культуры РФ, лауреатом премии Правительства  РФ в области образования за 2008 год.

Первый состав редакции, 1994 год

- Андрей Борисович, Вы руководите общевузовской газетой практически с самого начала, расскажите о ее создании.

- Идея создания газеты, которая бы работала в интересах высшей школы, родилась в 1993 году в Министерстве образования (тогда еще Госкомвузе). Она была высказана одним из старейших сотрудников Госкомвуза - Петром Григорьевичем Бугой и поддержана ректором МГУПа Александром Максимовичем Цыганенко, который в прошлом тоже был работником этого учреждения. Дело в том, что сложилась парадоксальная ситуация: высшая школа обладала огромным научным и образовательным потенциалом, но практически не имела своих органов печати, если не считать газету «Поиск», ориентированную, прежде всего, на научные сообщества. Она касалась вузов постольку поскольку. Когда страна переживала перемены, на базе СССР создавалась Российская Федерация, в Госкомвузе появились идеи организовать такие органы печати, которые бы работали в интересах российской высшей школы.

Сначала в 1993 году был создан журнал «Высшее образование в России». Его возглавила Ирина Львовна Шурыгина, а затем Борис Григорьевич Яковлев, опытный журналист, в свое время возглавлявший Союз журналистов СССР, которому на своем веку довелось поработать в разных газетах и журналах. Поэтому новый журнал быстро встал на ноги. Теперь его главный редактор Михаил Борисович Сапунов.

Петр Буга высказал идею организовать при журнале более оперативные информационные средства – газеты. Почему-то родилась мысль создать две газеты: информационную («Вузовские вести») и аналитическую (газету «Кафедра»).

Редакция 2004

Но чиновники, хотя и видели потребность высшей школы в таких органах печати, плохо представляли, какие для этого необходимы средства - и материальные, и кадровые. Они полагали, что стоит только принять решение о создании таких органов, как они быстро заработают и станут именно информационными и аналитическими. Но этого, конечно, не получилось. В силу того, что времена были другие, можно было легко принять решение о создании хоть пяти газет, но за ними не стояло никакого материального подкрепления. Более того, эти газеты никогда бы не вышли в свет, если Александр Цыганенко не согласился выделить для журнала и газет материально-техническую базу МГУПа. Какие-то средства, видимо, Министерство в небольшом количестве направило для этих органов печати, но в МГУП  штатное расписание редакции было в пределах 4-5 человек с мизерными ставками. Конечно, на эти ставки пригласить квалифицированных специалистов было чрезвычайно сложно. Поэтому начали привлекать к сотрудничеству выпускников редакционно-издательского факультета МГУП. Таким образом, в редакцию «Кафедры» пришли несколько девушек-энтузиастов без опыта работы, только закончивших университет. «Кафедра» просуществовала всего год и никакой аналитики, конечно, она выдавать не смогла, потому что сотрудники редакции сами плохо знали высшую школу и не имели опыта журналисткой работы.

«Вузовские вести» пополнились такими же кадрами. Один только факт может рассказать о тяжелых условиях, в которых приходилось тогда работать: за три месяца - с мая по август, в газете поменялось три главных редактора, начиная с Василия Агафонова, которые, столкнувшись с огромными трудностями материального и кадрового характера и не имея значительного опыта журналистской работы, тут же уходили.

Редакция 2009

- Известно, что дело пошло на лад, когда в газету в августе 1994 года Александр Максимович Цыганенко пригласил на должность главного редактора Вас, давнишнего выпускника редакционно-издательского факультета МГУП.  К тому времени Вы проработали в журналистике уже около 30 лет, закончили журналистское отделение Военно-политической академии (ныне – Военного университета) и обладали опытом разносторонней работы в СМИ. Но и Вам пришлось столкнуться с большими сложностями…

- Да, прежде всего, люди, которые работали в газете несколько месяцев, имели в основном корректорский уровень и не обладали достаточным опытом подготовки и редактирования материалов. С кадрами даже больше повезло газете «Кафедра» - ее сотрудники могли выполнять корреспондентские функции. Но весь их энтузиазм разбился о быт и газету пришлось закрыть, потому как уже через год работать на таких условиях никто не хотел.

Надо сказать, что Александр Цыганенко отчасти справедливо поставил условие существования этих газет: самоокупаемость. И даже ставил задачу, чтобы от рекламы и подписки доставались отчисления и МГУП. Тогда это казалось вполне посильным и в воздухе витали радужные мысли по поводу существования СМИ за счет рекламы, но на практике оказалось, что осуществить эти задачи было чрезвычайно сложно. При небольшой подписке в неизвестные газеты рекламы почти никто не давал, платные материалы организовать было еще сложнее, и все же в первые годы существования «Вузовских вестей» ценой огромных усилий мне удалось добиться самоокупаемости редакции. На всех сотрудников возлагались обязанности привлекать рекламу и платные материалы, расширять подписку. С другой стороны, потребности сотрудников были сведены к минимуму: зарплаты были не высокие. В таких условиях расширить и улучшить кадровый состав было практически невозможно. К тому же Министерство образования (Госкомвуз влился в него), поучаствовав в создании этой газеты, практически устранилось от ее материального обеспечения. Так как Министерство тогда выступало учредителем более ста печатных органов и, естественно, всем помочь не могло, приходилось учиться работать на условиях самоокупаемости.

Итак, первоначально учредителями газеты выступили Министерство образования и МГУП. Но помощи, кроме методической, издания не получали, поэтому работать приходилось в очень сложных условиях.

В начале пути

Газеты «Кафедра» и «Вузовские вести» начинали как приложения к журналу «Высшее образование в России», но уже через несколько месяцев вышли в самостоятельное плавание. В итоге журнал стал аналитическим научным органом печати высшей школы, газета «Кафедра» до аналитики не доросла и ее редакция, как уже говорилось, рассыпалась через год существования.

Уже само деление газет на аналитическую и информационную было искусственным и родилось в голове чиновников, которые имели слабое представление о журналистской практике. «Вузовские вести» стали позиционировать себя как газету информационно-аналитическую, сотрудники привлекались в основном с редакционно-издательского факультета МГУП, довольно часто менялись, и журналистских кадров очень не хватало. Факультет этот грешил тем, что готовил редакторов, которые не имели опыта собственно редакторской работы, не говоря уже о корреспондентской и журналисткой. Только в последнее время после модернизации факультета этот недостаток пошел на убыль. Но первый состав редакции, продержавшийся несколько лет и много сделавший для ее становления, хотелось бы отметить особо. Это, прежде всего, Надежда Трифонова, Наталья Дунаева, Инна Могилевкина и Анна Русакова.

- А кто потом работал в газете?

- Это Екатерина Глуховская, Наталья Кустова, Евгений Князев (к сожалению, погибший в 2008 году), Галина Есютина, Андрей Арсентьев, Наталья Кононова, Татьяна Шурыгина, Мария Ольховская, Надежда Пупышева, Елена Говорова, Мария Ульянова, Татьяна Титова, Екатерина Трифонова, Юлия Романова, Светлана Кныш и другие.

- Какие газетные публикации Вам наиболее памятны?

На 10-летнем юбилее редакции

- Их можно перечислять долго, так как почти за каждым материалом стоит кропотливая творческая работа. Остановлюсь лишь на немногом, что в первую очередь приходит на ум. Помню, как брал интервью у всемирно известного художника, ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это был вдохновляющий рассказ об искусстве, русских традициях реализма и чужеземных попытках от него отойти.

В одной из командировок в Южный Федеральный округ судьба свела меня со старейшим работником нашей высшей школы, бывшим ректором Ростовского госуниверситета, когда-то возглавлявшим и отдел науки ЦК КПСС Юрием Ждановым, сыном члена Политбюро Андрея Жданова  и зятем Сталина. Ему было о чем рассказать, а мне послушать.

Запомнился мне и «прорыв» к только что назначенному вице-премьеру Олегу Сысуеву (ныне первому вице-президенту «Альфа-Банка»), который курировал образование. Все, кто об этом интервью знал заранее ждали погромного материала, а разговор вышел весьма конструктивным для противоборствующих сторон. Интересны были и подмеченные мною детали жизни в Белом доме. Так, помощник вице-премьера, небезызвестный Александр Кондаков с гордостью демонстрировал мне американскую кружку, на которой при нагреве выступал соответствующий рисунок, как родимое пятно западничества обитателей властных кабинетов.

Когда в Российском государственном гуманитарном университете Юрий Афанасьев решил «сдать» ректорское кресло представителю «ЮКОСа», в нашей газете появилась статья «Ход конем господина Невзлина», предрекающая его скорое падение. Могу отметить, что даже в Минобразовании это тогда близоруко не предвидели.

Уже позднее, при другом министре после итоговой коллегии была опубликована статья «Итоги без стратегии». Сам был свидетелем, что читалась она в президиуме на собрании в Рособразовании буквально с карандашом в руках. Значит, попали в точку!

Международный женский день

Большой резонанс вызвали статьи «По ком звонит колокол» (№24, 2012) и «Большой корабль не терпит суеты» (№24, 2013).

Материал президента МАН ВШ Валентина Шукшунова «Свиной грипп» в высшей школе» и другие его статьи тоже вызвали немало острых разговоров в вузовских кругах.

Весьма актуальны статьи, например, и ректора Байкальского государственного университета экономики и права Михаила Винокурова, высказывающегося по большому кругу проблем развития России и ее высшей школы.

Благодаря поддержке академика РАМН,  председателя Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов Геннадия Котельникова последнее время на страницах газеты появилось много интересных материалов по медицинскому образованию. И практика взаимодействия с отраслевыми Советами ректоров и Ассоциациями вузов, несомненно, будет продолжена и расширена.

Кроме чисто вузовской тематики в газете регулярно появляются материалы по истории, культуре и спорту. Так, читатели отметили публикации по генералу Михаилу Скобелеву, поэтам Федору Тютчеву и Владимиру Маяковскому и другие.

Вообще же считаю, что газете нужно быть еще острее, придерживаясь при этом конструктивной, созидательной политики.

- Ощущалась ли конкуренция с другими газетами, отражающими проблемы высшей школы?

- В первые годы существования была определенная конкуренция с газетой «Поиск», которая к тому времени существовала уже 5 лет. Она была создана еще до развала СССР, поэтому имела и помещения, и кадры, и даже специальных корреспондентов. А когда к нам приезжали наши авторы из вузов и областей, они удивлялись, что редакция не имеет своего здания, типографии и выпускает общевузовскую газету очень малым составом.

Если в Советском Союзе в редакции газеты подобного типа закладывался штат почти в 100 человек, то в условиях рыночной экономики – несколько журналистов (они же корректоры, редакторы). И это была реальность, с которой приходилось считаться. До конца 2005 года редакция газеты существовала на базе МГУП и в его структуре. Это приводило к ряду бюрократических трудностей, не позволяло распоряжаться средствами, которые зарабатывала газета для стимулирования сотрудников, повышения окладов, выплаты гонораров, премий. Поэтому в конце 2005 года в редакции назрело решение уйти в самостоятельное плавание: перерегистрировать газету и отказаться от прежних учредителей. Газета стала «Вузовским вестником», оставаясь единственным изданием, отражающим интересы высшей школы России. Новым учредителем и издателем стало ООО «ЮниВестМедиа». Газету поддержал Российский Союз ректоров и Совет ректоров  вузов Москвы и Московской области.

На 60-летии главного редактора Наталья Кустова и Александр Злаин

- А кто сейчас делает газету, и какие перед ней стоят задачи?

- В редакции из нескольких человек сложился костяк преданных своему делу и любящих образовательную тематику людей. Они и составили обновленную редакцию. Это Татьяна Алексеева, Евгения Филиппова, Альбина Борисенко, Мария Посканная, Анастасия Никитина, Сергей Лысиков, Степан Водчиц, ветераны редакции Сергей Семенов и Инна Тимохина, внештатные корреспонденты Александр Злаин, Андрей Полосин, Владимир Данилов и другие.

Среди авторов газеты представители министерств и ведомств, Госдумы, Совета Федерации, ректоры и президенты ведущих российских вузов - люди, чьи имена на слуху у вузовской общественности. Это Виктор Садовничий, Дмитрий Ливанов, Игорь Федоров, Борис Лёвин, Григорий Балыхин, Николай Гриценко, Геннадий Котельников, Николай Кудрявцев, Евгений Князев, Михаил Эскиндаров, Евгений Романов, Алла Фролкова, Николай Макаркин, Евгений Миннибаев, Асия Тимирясова, Михаил Винокуров, Валерий Кошкин, Андрей Николаенко, Иван Панков, Владимир Филиппов, Александр Сигов, Барасби Карамурзов, Борис Тарасов, Илья Глазунов, Владимир Этуш и многие другие.

Перед редакцией стоят все те же задачи: неустанно работать над содержанием и формой подачи материалов, укреплять материальную базу, кадровый состав, связи с вузами и, конечно, как-то выживать, особенно в условиях кризиса. Тем более что теперь приходится платить за все исключительно самим, в том числе и за аренду помещения.

В целом можно сказать, что газета состоялась как общевузовский печатный оперативный орган. Кстати, начинала она выходить как ежемесячная газета на 8 полосах и только через пять лет стала издаваться два раза в месяц на 16 полосах. Теперь же стоит задача сделать эту газету еженедельной. Это задача непростая, но осуществимая и зависит, прежде всего, от финансовых и людских ресурсов.

Газета всегда работала в тесном контакте с ректорским корпусом и, сотрудничая с Министерством образования и науки РФ, Рособрнадзором РФ, профильными комитетами Госдумы и, конечно, вузами, старалась отражать, прежде всего, мнения ректоров учебных заведений и этим она завоевала авторитет в российской высшей школе. Сейчас на газету подписываются и сотрудничают с ней почти все государственные и негосударственный российские вузы. Хотелось бы, конечно, чтобы она поступала не в одном-двух экземплярах на вуз, а доходила до кафедр, деканатов. И, безусловно, необходимо, чтобы росла, прежде всего, индивидуальная подписка профессорско-преподавательского состава. Но в сегодняшних рыночных условиях этого добиться непросто.

Слева Татьяна Титова, Андрей Арсентьев, Андрей Шолохов, Евгений Князев

Тем не менее, год от года подписка растет. Ректорский корпус ценит газету как в Москве, так и в регионах. Тесное сотрудничество у нас сложилось с Российским Союзом ректоров. Советом ректоров Москвы и Московской области и региональными ректорскими сообществами. Хорошие деловые контакты у редакции с руководителями многих российских вузов.

Можно сказать «Вузовский вестник» – это яркий пример того, как в перестроечные времена создавались органы печати, как и за счет чего они выживали, и как некоторые из них не выдерживали таких условий работы и конкуренции.

Впрочем, конкуренция в творческой сфере, по большому счету,  отсутствует или минимальна. Например, в журналистике качество того или иного органа печати зависит, прежде всего, от состава редакции и возможностей сотрудников. Как существует много театров, у каждого из которых свой зритель, так и редакции – если создать пять общевузовских газет, они будут отличаться друг от друга и работы хватит на всех. Но в сегодняшних условиях финансово потянуть несколько органов печати для российской высшей школы все же очень сложно, да и вряд ли нужно.  Важно развивать уже существующие СМИ – прежде всего, газету «Вузовский вестник» и альманах «Высшая школа XXI века». И этот процесс идет успешно.